Главная \ Новости \ КАК СКАЗАТЬ "НЕЛЬЗЯ"

КАК СКАЗАТЬ "НЕЛЬЗЯ"

КАК СКАЗАТЬ "НЕЛЬЗЯ"
Назад
КАК СКАЗАТЬ "НЕЛЬЗЯ"

Сразу после рождения ребенок является центром Вселенной и жизнь в семье крутится вокруг него. Однако наступает момент, когда активность малыша увеличивается, а уровень его интеллекта повышается и взрослые становятся перед фактом необходимости знакомства своего крохи с запретами. Основная доля запретов касается безопасности ребенка, а также психического и физического здоровья его окружающих и целостности некоторых предметов.

Какими бы добрыми не были родители, они должны понимать, что каждый ребенок нуждается в запретах. На них в будущем выстроится основа его нравственности, принципов, убеждений. В довесок можно вспомнить фразу негативного героя из сказки «Снежная Королева»: «Детей нужно баловать, только тогда из них вырастут настоящие разбойники». Само слово «нельзя» вызывает отторжение не только у детей, но и у взрослого. Оно резко на слух и интуитивно вызывает протест у ребенка. Это связано с тем, что его свобода ограничивается, а также с тем, что как бы взрослый ни старался, доля строгости, властности, резкости в его голосе есть, и ребенок внутренне бунтует.

Некоторые родители стараются перевести запреты в игру. Например, ребенок ударил маму по лицу, а она закрывает его, и наиграно плачет. Такое поведение будет расценено малюткой как очередная игра и всей серьезности ситуации он не поймет. Другие родители считают, что «клин клином вышибают» и в ответ на детскую агрессию, дают «сдачи», считая, что боль или обида заставят ребенка в будущем отказаться от подобных действий. Однако не тут-то было, малыш усвоит урок, что прав сильнейший и силой можно решать любой конфликт, не обязательно применять разум.

Итак, необходимость запретов уже определена. Однако их система для маленького человека, который только начинает осваивать науку жить в обществе, должна быть правильной.

Правило 1. Произносите слово «нельзя» спокойным, холодным тоном, без улыбки глядя ребенку прямо в глаза. Маленькие дети очень чувствительны к интонации матери, и уже в возрасте около 3 месяцев могут ощущать нотки неприязни в ее голосе в ответ на свою шалость, например, кусание груди во время кормления. В более старшем возрасте, ребенок должен понимать, почему что-то запрещено. Поэтому говорить просто «нельзя» уже мало, нужно разъяснять, почему этого делать нельзя.

Правило 2. Система запретов должна быть общей для всей семьи, последовательной и постоянной, однако гибкой. Если сегодня вы запретили играть с телефоном, то завтра этого делать тоже нельзя, нельзя, если плачет или даже истерит. И даже, если настаивает свекровь, то тоже нельзя. Не ждите, что малыш с первого раза все запомнит, он живет сиюминутным мгновением и может забыть ваш запрет, повторите. Однако, должны быть и поблажки, например, если в гости приехала любимая бабушка погостить издалека, то в садик можно и не пойти.

Правило 3. Количество запретов должно быть минимальным. Психологи советуют ограничивать не более 30% действий, иначе «нельзя» будет пустым звуком. Для предотвращения конфликтных ситуаций нужно правильно организовывать быт ребенка и семьи, например, убрать все важные документы из нижних полок или купить резиновые сапожки, чтоб в мокрую погоду можно было походить по лужам.

Правило 4. Запреты должны «расти» вместе с ребенком. В каком-то возрасте нужно дать малышу ножницы с круглыми концами и бумагу для поделок, старый журнал или рассказать, зачем и когда включают свет, и это будет уже не баловство, а полезное дело.

Правило 5. Используйте «аналоги» слова «нельзя». Например, можно сказать на иголку или ножницы: «Это опасно, можно уколоть пальчик» и немного его кольнуть. «Не надо рвать цветы, они завянут, и мы не сможем их понюхать»,- малыш поймет смысл, а звучит менее пугающе, нежели постоянное и частое «нельзя».

Правило 6. Многие «нельзя» можно трансформировать в «можно» и отвлечь внимание ребенка на другой предмет, в другое русло. Например, машинку бить ножкой нельзя, а мяч - можно, в магазине кричать нельзя, а в парке подальше от всех - можно.

Правило 7. Малыш никогда не усвоит запреты, если авторитетные для него взрослые, то есть родители, не будут им подчиняться. Показывайте, что следовать правилам правильно и нужно на собственном примере, тогда ваш ребенок как маленький подражатель их тоже скоро усвоит.